Пётр Чаадаев о пороках русского народа в свете высказываний Св. Императрицы Александры Феодоровны | Zarenreich

Пётр Чаадаев о пороках русского народа в свете высказываний Св. Императрицы Александры Феодоровны

В стране, История, Культура, Общество, Политика, Религия / 28 ноября 2015 г.
Чаадаев Петр 1794

Пётр Яковлевич Чаадаев — фигура весьма неоднозначная, философ, чьи суждения о России и русском народе были настолько экстравагантны для своего времени, что публикация его знаменитых «Философических писем» в 1836 году вызвала резкое недовольство правительства, он был запрещён к печати на территории Российской Империи и объявлен сумасшедшим. Была ли доля истины в его словах или же его и в самом деле можно назвать лишённым рассудка?

Конституция России, выдвинутая в «Философических письмах», является первым в истории русской общественной мысли документом русского национального самосознания, в котором осмысление роли и истории России ведется в глубоком историко-философском контексте. Работа Чаадаева, произведенная в столь обобщающей форме, выявляет целый ряд исторических закономерностей, производит их сопоставление с русской действительностью и историей, подвергая и ту и другую острой критике.

Оставаясь убеждённым монархистом и христианином, Чаадаев был гоним русским обществом за то, что смело обличал смрад, окутавший Россию — тлетворный запах русской лени, неподвижности, жестокости нравов, а также отказ от личной инициативы и недостаток смирения перед достижениями западной цивилизации, которое бы позволило русским полноценно перенимать опыт иностранцев. Он с горечью писал в своей «Апологии сумасшедшего», не опубликованной при жизни:

кавычки3Больше, чем кто-либо из вас, поверьте, я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа; но верно и то, что патриотическое чувство, одушевляющее меня, не совсем похоже на то, чьи крики нарушили мое спокойное существование и снова выбросили в океан людских треволнений мою ладью, приставшую было у подножья креста. Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы…

Безволие — настоящий бич русского народа. Это, прежде всего, отсутствие даже малейшего желания нести ответственность за свою судьбу, влиять на ход вещей в стране. Вот на что обращал внимание образованных соотечественников Чаадаев:

кавычки3Обделанные, отлитые, созданные нашими властителями и нашим климатом, только в силу покорности стали мы великим народом. Просмотрите от начала до конца наши летописи, — вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли… Наши государи почти всегда вели нас за руку, почти всегда тащили страну на буксире без всякого участия самой страны…

Итак, мы хотели бы обратить внимание читателей на оценку Чаадаевым слабостей русского народа, и продемонстрировать, что она полностью согласуется с мнением святых отцов Православной Церкви и даже Святой Благоверной Императрицы Александры Фёдоровны, супруги Императора Николая II, которая по рождению и воспитанию была иностранкой, а потому могла судить о русском народе, сравнивая его с другими европейскими нациями. Вот, например, одно из суждений Чаадаева:

кавычки3…К тому же, в русском народе есть что-то неотвратимо неподвижное, безнадежно нерушимое, а именно — его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет. Ни один народ мира не понял лучше нас знаменитый текст писания: «Несть власти аще не от Бога». Установленная власть всегда для нас священна. Как известно, основой нашего социального строя служит семья, поэтому русский народ ничего другого никогда и не способен усматривать во власти, кроме родительского авторитета, применяемого с большей или меньшей суровостью, — и только…

Больше даже, нежели пороки и низменные качества русской массы, Чаадаева беспокоила проблема «отрешённости» России от всего остального мира. Аномальность России он осознает с помощью антитез её истории и современности некоторым всеобщим законам истории человечества и человеческого общежития. Многое в России зависит от её географического положения, но не оно является главной причиной изолированности русской цивилизации от общечеловеческого развития, полагает Чаадаев. Россия не принадлежит ни Востоку, ни Западу, она пребывает не только вне пространства, но и вне времени, и как бы выпала из исторического прогресса. В России сложились такие условия, которые невозможны для нормальной жизни человека. Безрадостное, лишенное человеческого смысла существование, в котором нет места личности…

В противоположность развитию государства Российского Пётр Яковлевич ставит в пример западные страны. Очень положительно он отзывается о реформах Петра I, упрекая его наследников в том, что они не идут по заданному им пути развития России по западном образцу.

Но, очевидно было Чаадаеву, что не в одной косности царей дело — народ сам поддерживал такой порядок вещей. В то время, когда большинство европейских народов активно боролись за свои гражданские права и достигали значительных успехов, русским как будто бы была безразлична их судьба. Иначе как объяснить то, что крепостничество в России существовало сотни лет — право на владение и торговлю не темнокожими рабами, не плененными чужеземцами, но своими природными русскими крестьянами, единоверцами и братьями?

Чаадаев, обеспокоенный вектором развития своей страны, писал:

кавычки3Все общества пережили бурные эпохи перехода от юности  к  зрелости,  и только в России ничего не меняется: мы растем, но  не  созреваем,  движемся вперед, но по кривой линии; то есть такой, которая не ведет  к  цели.

Несмотря на подобные суждения Чаадаева, которые в то время были бы оклеймены как «русофобские», его преданность своему народу и Отечеству не вызывает сомнений. Пётр Яковлевич в звании лейб-прапорщика защищал Россию на полях сражений Отечественной войны 1812 года. Лично участвовал в Бородинской битве, ходил в штыковые атаки, брал Париж. За свою смелость был награждён русским орденом св. Анны и прусским Кульмским крестом.

Кто, как не человек, прошедший войну, видевший смерть и страдания, может судить о народных пороках и недостатках управления? «Инертность» и безучастность русского народа ко всему, что его окружает, угнетала его. Писать льстивые отзывы о русском мужике было уделом таких популярных писателей как Лев Толстой, откровенный враг Российского национального государства и Православной Церкви, но настоящий патриот не мог закрыть глаза на грехи народные ради написания лубочных картинок фантастической «русской жизни».

Но Чаадаев не избежал и серьёзных заблуждений касательно духовной ипостаси русской нации, симпатизируя западной еретической форме христианства. Для православных святых, наоборот, было совершенно ясно, только сильная национальная власть православных Богом данных самодержцев могла держать в узде те негативные природные качества русских, на которые указывал Чаадаев и которые очень точно описала в 1917 году преданная русским народом на смерть Императрица Александра Фёдоровна:

кавычки3Странность в русском характере: человек скоро делается гадким, плохим, жестоким, безрассудным, но и одинаково быстро он может стать другим; это называется – безхарактерность. В сущности – большие, тёмные дети. Известно, что во время больших войн больше разыгрываются все страсти. Ужас, что творится, как убивают, лгут, крадут, сажают в тюрьмы – но надо перенести, очиститься, переродиться.

- Из письма Государыни Императрицы Александры Феодоровны
А.А.Вырубовой, Тобольск, 9 Янв. 1918 года.

Весь гной, все пороки и слабости проявились в русских, как только для этого создавались подходящие условия — как только страна лишилась своего главного оплота, православного Царя, апокалиптического «Удерживающего». И русские не замедлили показать себя в сложившихся обстоятельствах во всей своей «красе».

Русские за последние 100 лет богоборческой антинациональной большевицкой власти, разумеется, разложились ещё больше. Это «гниение» нравов и духа будет продолжаться и дальше, если не произойдёт радикальных перемен. Поэтому наша задача всеми силами содействовать скорейшей смене политического строя в стране на тот, который вернёт русских в историческое русло и не позволит им и дальше проявлять свои низменные качества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>