Преодоление советского идеологического террора в Латвийской Республике | Zarenreich

Преодоление советского идеологического террора в Латвийской Республике

Культура, Общество, Рига, Статьи / 4 мая 2016 г.
Спасители Латвии

Не так давно русскоязычных жителей столицы Латвии — старинного немецкого города Риги, взволновало заявление одного из представителей Латвийской Государственной думы (Сейма) Вейко Сполитиса, назвавшего монумент советским «Освободителям Риги» фаллосом и предложившего его снести. Это заявление, далеко не первое, и, скорей всего, не последнее, на удивление, получило негласную поддержку парламента, вдохновленного решительной борьбой с советским наследием в Украине и в Польше.

Построенный в 1985 году, монумент этот стал символом большевистской мощи и власти на территории Латвии. 79-метровая колонна, окруженная ансамблем из скульптурных изображений родины-матери и воинов РККА, расположившаяся на гранитном постаменте посреди широко раскинутого парка Победы, блеском своих золотых звёзд заметна даже из Старого города. Это место стало своеобразной «Меккой» для русскоязычного населения страны, куда оно покорно и безвольно стекается раз в год, на девятое мая, для того, что бы «почтить» память погибших воинов РККА и помянуть не добрым словом «фашиствующую» Латвию.

Не раз националисты и просто антикоммунисты призывали покончить с позорным монументом, решительно переходя от простых слов к делу —  его самочинному подрыву. Самой известной попыткой стал подрыв, произошедший в ночь на 7 июня 1998 года, когда часть группы националистов вследствие неудачно установленного взрывателя сама подорвалась на 70-килограммовой бомбе, другая еже часть в лице Вилиса Лининьша и Игоря Шишкина отправилась по решению суда в тюрьму. Последний, как идейный антибольшевик, после освобождения заявил журналистам:

кавычки3Этот памятник в Риге и вообще в Латвии не к месту. Впрочем, считаю, его нужно не полностью сносить, а наполовину срезать, перед ним поставить рельсы, на них — вагоны, а под памятником устроить музей, посвященный репрессиям в советские годы. Ведь из Латвии высылали тогда и латышей, и русских…

В 2012 году с инициативой о демонтаже памятника выступил Артис Пабрикс, занимавший тогда пост министра обороны Латвии. В этом же году была образованна инициативная группа, собравшая более 10.000 подписей в пользу сноса. Однако, эта инициатива так и не получила развития из-за страха властей вызвать волнения наподобие тех, что произошли в столице Эстонии при переносе советского «бронзового солдата» с Тынисмягского холма.

Напомним, что весной 2007 года эстонские власти приняли решение о демонтаже и переносе памятника из центра Ревеля (Таллин), включая захоронения. Это событие вызвало массовые волнения среди русскоязычного населения города, что привело уже в первый день к более чем пятидесяти раненым, 13 из которых оказались полицейскими. Всего же за несколько дней бунта пострадало более 150 человек, более 600 было задержано, несколько человек было убито, десятки магазинов были разграблены, а по стране прокатились взаимные акты вандализма по отношению к эстонским и советским военным захоронениям.

Стоит отметить, что борьба в вышеуказанным советским мемориалом началась еще в далёком 1946-м году, когда 8 мая 1946 года установленный у захоронения на Тынисмяги временный деревянный памятник был взорван таллинскими школьницами Агеэдой Паавел и Айли Юргенсон, заложившими здесь самодельное взрывное устройство. Они мотивировали свой поступок местью за то, что советские власти массово уничтожали памятники погибшим в Освободительной войне. Девочки были арестованы и осуждены к восьми годам лишения свободы.

Памятуя эстонский опыт, Министерство иностранных дел Латвии официально заявило, что снос памятника невозможен в силу латвийско-российского соглашения от 30 апреля 1994 года. Вышеуказанный договор предусматривает, что Латвия обеспечивает уход, благоустройство и сохранение мемориальных сооружений и мест массовых солдатских захоронений на своей территории. Аналогично и Россия заботится о мемориальных сооружениях и местах захоронения латвийских граждан, погибших в результате войн и репрессий на территории РФ. Кстати, очень недальновидное «достижение» латвийское дипломатии.

Еще осенью 2011 года в Москве прошло первое заседание Латвийско-российской смешанной комиссии по гуманитарным вопросам, цель которой была установить места захоронений латвийцев на территории РФ и обеспечить сохранность или установку памятных мемориалов. Латвийская сторона сразу же пожелала получить полный список репрессированных латвийцев и их захоронений из архивов КГБ-ФСБ, на что получила сдержанное, путинское кхе-кхе и скромное право устанавливать за свой счет памятники.

Лишь в 2015 году латвийская сторона добилась части уточненных именных списков репрессированных и умерших на территории Томской, Амурской, Екатеринбургской областей, а также на Дальнем востоке. С большим трудом удалось установить мемориалы погибшим латвийским военнопленным в Вятской области, при этом установка мемориалов вызвала бурю негодования местных просоветских граждан. Региональные власти фактически успешно самоустранились от выполнения обязанности по поддержанию памятников в достойном состоянии, переложив это на плечи иностранных коллег, что в принципе противоречит вышеуказанному соглашению, и делает его ничтожным.

Стоит отметить, что все мемориалы репрессированным советской властью лицам находятся на достаточном расстоянии от центральных городов. Ни в Вятке, ни в Томске, ни в Екатеринбурге в центре города вы не найдёте памятники немецким, русским, латышским, еврейским или иным солдатам, погибшим, сражаясь в составе войск СС или Вермахта. Это бы противоречило той идеологии и тому культу, который укрепляется и массово развивается в РФ. Почему же в центре города Риги должен стоять памятник тем, кто, по мнению латвийских властей являлся оккупантами страны?

Так или иначе, судьба рижского памятника будет решена в обозримом будущем. Его смысл с каждым годом всё сильнее теряется, всё больше и больше русскоязычных жителей перестают видеть в себе наследников «третьего интернационала» и вздыхать «о великой империи». Отсутствие массовой российской просоветской пропаганды даёт основания полагать, что в будущем памятник будет демонтирован и отправится за город, где будет доживать свой век, напоминая потомкам о том кровавом ужасе который принёс миру большевизм, пытавшийся стереть с лика земли целые народы и слои населения.

Автор: Павел Пронин, глава Рижского отделения БАРС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>