Константин Леонтьев о большевизме как порождении либерального движения, «которое теперь с ужасом отступает от своего детища и напрягает все силы свои на борьбу с ним»

В стране, История, Политика, Религия / 6 августа 2015 г.
Константин Леонтьев о рабах по воле

Вот уже два столетия в России существует либеральное движение, тогда и сегодня — возглавляющее оппозицию правящему режиму в стране. Массу литературы написали, множество прокламаций распространили, тысячи душ совратили безупречные рыцари девиза «Liberté, Égalité, Fraternité», чтобы, наконец, подорвать могущество православной российской государственности, а затем, после нескольких месяцев позорного существования либерального Временного Правительства, фактически передать всю власть радикальным революционерам, которые на 70 лет поработили русский народ во имя торжества своей утопической идеи.

Следует отдать должное — многие дореволюционные либералы покаялись в своих ошибках, переживая в эмиграции трагедию русской души, оставшейся без своего любимого Отечества. Но ещё больше было тех, кого катастрофа не вразумила. Они и в изгнании продолжали поливать грязью прошлое Святой Руси, одновременно имитируя ненависть к СССР. Впрочем, подлинное отношение таких противников «тюрьмы народов» проявилось в запросе А. Керенского о получении советского гражданства в 1968 году.

Сегодня либералы такого типа (их большинство), конечно, вспоминают недобрым словом советский тоталитаризм, но пена у рта появляется только при обсуждении «гнёта царизма». Отчего такое единодушие коммунистов и либералов в таком вопросе, который, казалось бы, за давностью лет давно должен был перестать быть предметом гневных дискуссий? Большинству из представителей либерально-демократического крыла оппозиции приятнее чувствовать товарищеское плечо члена КПРФ или другой лево-радикальной партии — этих апологетов человеконенавистнического режима, истребившего десятки миллионов наших сограждан, чем оказаться на одной протестной площадке рядом с националистами (национал-монархистами), «виновными» только в том, что не хотят гореть пламенной любовью к гомосексуалистам, евреям, цыганам и т.д.

Так вот. Замечательный русский мыслитель XIX века Константин Леонтьев (1831-1891) еще за 30 лет до революции предвещал все те события, которые произойдут в России… по вине российских либералов.

То мирное, но очень быстрое подтачивание всех дисциплинирующих и сдерживающих начал, которое с таким ловким упорством производится теперь везде в России, — писал Леонтьев в конце XIX века, — приведет к полному торжеству нигилистов, и бессословная Россия встанет во главе именно того общереволюционного движения, которое неуклонно стремится разрушить когда-то столь великие культурно-государственные здания Запада.

Если идти в том же направлении, — отмечал философ в 1890 году, говоря об антигосударственной деятельности либералов, - то Россия, через каких-нибудь десять всего лет, увидала бы себя с целым сонмом ораторов, аферистов во главе с миллионами пьяных, разорившихся и свирепых батраков.

Это и произошло в феврале 1917 года. Он весьма живописно представлял себе эту ситуацию.

«Вообразим себе на минуту, — писал он, — в России республика; члены дома Романовых частично погибли, частию в изгнании. Монастыри закрыты; школы «секуляризованы»; некоторые церкви приходские, так и быть, пока еще оставлены для глупых людей. Чернышевский президентом; Желябов, Шевич, Кропоткин министрами; сотрудники наших либеральных газет и журналов — кто депутатами, кто товарищами министров…»

Что же предсказывал Леонтьев нашему Отечеству при такой власти? Полное разорение и порабощение радикальными коммунистами.

кавычки3Всякое начало, доведённое односторонней последовательностью до каких-нибудь крайних выводов, не только может стать убийственным, но даже и самоубийственным. Так, например, если бы идею личной свободы довести до всех крайних выводов, то она могла бы, через посредство крайней анархии, довести до крайне деспотического коммунизма, до юридического постоянного насилия всех над каждым или, с другой стороны, до личного рабства. Дайте право людям везде продавать или отдавать себя в вечный пожизненный наем из-за спокойствия, пропитания, за долги и т.п., и вы увидите, сколько и в наше время нашлось бы крепостных рабов или полурабов по воле.

Ни добавить, ни убавить. О чём, собственно, стонет нынче продукт социальных экспериментов коммунистов — советский народ? Да вот по этому самому – по пожизненному гарантированному найму, дающему стабильность и пропитание (в современной интерпретации конечно речь шире, чем только о пропитании — нет предела потребительскому насыщению, но это сути не меняет). Советский патриот сегодня – это потенциальный государственный раб или полураб, сожалеющий о том, что государство никак не желает принять его в рабство.

Константин Леонтьев утверждал, что крайности социализма (коммунизм) и крайности племенных конфликтов (шовинизм и ксенофобия) являются естественным развитием «того самого западного либерализма, который теперь с ужасом отступает от своего детища и напрягает все силы свои на борьбу с ним».

Неожиданно? Но стоит прочесть полные тексты сочинений этого мыслителя, чтобы убедиться в глубокой мудрости его выводов. Тем более, что все его пророчества о будущности России сбылись.

Леонтьев был не просто мыслителем, он был реалистом и политическим деятелем. Видя пагубность той поверхностно-реакционной политики, которую ведёт правительство Императора Александра III, Константин Леонтьев (бывший дипломат) предлагал Государю проект социально-экономических реформ, представляющих отдельный интерес для исследователя. Но они не были приняты во внимание. Россия катилась в пропасть без оглядки.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>